Руководство по пейзажной фотографии

Вступление

Пейзажная фотография — одно из самых сложных и самых интересных увлечений для фотографа. В этом жанре мне больше всего нравится то, что всегда есть чему поучиться. Это поддерживает наш мозг активным! Между изучением того, какой тип механизма вам нужен, как его использовать, пониманием света и композиции и обучением обработке ваших фотографий, вы быстро придете к пониманию того, что создание потрясающей пейзажной фотографии включает в себя ряд важных компонентов.

пейзажная фотография

Цель этого руководства — затронуть каждый из этих вышеуказанных основных компонентов, чтобы узнать как правильно их использовать при создании пейзажной фотографии.

Мое путешествие по пейзажной фотографии началось 25 лет назад, и с тех пор я постоянно искал то, что помогает создать действительно великолепный пейзажный образ. Я надеюсь, что вы возьмете на вооружение то, чему я научился за последние 25 лет, и воспользуетесь этим, чтобы начать свой собственный путь в фотографии и создавать поразительные снимки, которыми вы будете гордиться.

Основы снаряжения

Хочу подчеркнуть, что снаряжение не самый важный фактор в пейзажной фотографии. Другие главы, описанные в этом руководстве, имеют гораздо большее значение, когда речь идет о создании поразительных пейзажных изображений. Тем не менее, вам нужно кое-какое оборудование, и может быть трудно сделать правильный выбор, когда вы только начинаете осваивать этот жанр. Эта глава поможет вам понять самые важные аспекты, на которые нужно обратить внимание при покупке вашего снаряжения.

пейзажная фотография

Ваша камера

Существует три основных категории цифровых камер : Мыльница-наводи и снимай; Зеркалка-цифровой однообъективный зеркальный фотоаппарат (DSLR); и Беззеркальная.

Мыльницы — это маленькие цифровые камеры, с которых большинство людей начинают. Эти камеры не имеют сменных объективов, и они имеют крошечные датчики, которые имеют ограниченное качество изображения. Если вы серьезно относитесь к своей фотографии, вам понадобится камера с большим сенсором для лучшего качества изображения, ручными функциями и камера, которая дает возможность устанавливать множество различных объективов.

Зеркальные камеры являются наиболее популярным типом камеры для пейзажной съемки по ряду причин. Они позволяют снимать в формате RAW для максимального сбора и сохранения данных (подробнее об этом позже). У них есть множество режимов съемки, включая полностью ручной. Зеркальные камеры имеют большие сенсоры, и вы можете использовать огромное количество объективов с ними.

пейзажная фотография пейзажная фотография

Беззеркальные камеры — относительно новая технология. Они имеют те же функции, что и зеркальные фотокамеры, но у них нет внутреннего механизма, включающего зеркало, поэтому корпуса камер меньше и легче. Однако они не дешевле! Но если вес и размер являются важными факторами для вас, вы можете попробовать беззеркальную систему.

2. Размер датчика

Когда дело доходит до качества изображения, единственное, что вас должно волновать, — это размер сенсора. Мегапиксели не так важны, как размер сенсора .

Самый большой датчик известен как полный кадр, потому что он имеет тот же размер, что и 35-миллиметровая негативная пленка. Вы заплатите самую высокую цену за систему с полнокадровым датчиком, будь то DSLR или беззеркальная система.

Размеры датчиков меньше, чем у полного кадра, называются датчиками кроп (или обрезанными). Самый большой кроп-датчик имеет размер APS. Вы найдете большое разнообразие камер с этими типами датчиков по более доступной цене.

пейзажная фотография

Следующий размер — датчик на четыре трети. На самом деле между тремя упомянутыми мною сенсорами имеется довольно большое количество размеров датчиков, но они являются наиболее распространенными.

Лично я использую беззеркальную камеру с датчиком APS для моей пейзажной фотографии, потому что вес комплекта очень важен для меня, когда я ношу свое снаряжение в длинных походах.

Я рекомендую, чтобы при выборе камеры вы выбирали размер сенсора, который можете себе позволить, а затем выбирали камеру, которая «сидит» хорошо в ваших руках и имеет систему меню, которая вам нужна. В настоящее время все доступные зеркальные и беззеркальные камеры способны создавать великолепные изображения. Они все хороши.

3. Объективы

пейзажная фотография пейзажная фотография

После того, как вы выбрали камеру, вам нужно выбрать несколько качественных объективов, которые дают вам хороший фокусный диапазон от широкоугольного , который помещает все в вашем поле зрения в кадр, до телеобъектива, который позволит вам увеличить что-то на расстоянии.

Выбор объектива важен, потому что на вашу пейзажную фотографию влияет гораздо больше объектив, чем камера. Резкость, контрастность, глубина резкости, четкость и детализация определяются почти исключительно объективом (линзой). Он формирует изображение, а камера просто сохраняет его.

Хотя может показаться абсурдным тратить больше на объектив, чем на саму камеру, большинство фотографов соглашаются с тем, что они всегда предпочитают иметь менее дорогую камеру с качественным объективом, чем наоборот. И поскольку линзы не обесцениваются так быстро, инвестиции в них гораздо выгоднее.

пейзажная фотография

4. Фикс против зум-объективов

Линзы бывают двух видов; основные (с фиксированным фокусным расстоянием) и зум-объективы (имеющие возможность масштабирования).

Основная линза имеет одно фиксированное фокусное расстояние, например, 35 мм. Зум-объектив имеет фокусное расстояние, например, 18-55 мм. Основные объективы часто немного резче, чем зум-объективы. Однако зум-объективы гораздо более универсальны и позволяют носить с собой меньше объективов в сумке.

Я рекомендую вам начать с трех зум-объективов, которые охватывают диапазон фокусных расстояний от 10 мм до 200 мм для максимальной универсальности. Вот три, которые я использую для моей пейзажной фотографии:

  • Широкоугольный зум 10-18мм
  • Обычный зум 18-55мм
  • Телефото зум 55-210мм

пейзажная фотография

5. Штатив

Для пейзажной фотографии штатив является важным элементом снаряжения. Когда у вас много света, вы можете справиться и фотографируя с рук. Но если вы хотите делать снимки в условиях низкой освещенности, таких как восход или сумерки, вам понадобится штатив, чтобы вы могли использовать более длинные выдержки.

Это покупка, в которой все, кажется, совершают одну и ту же ошибку. Купить дешево — купить дважды. Большинство пейзажных техник требуют длинных выдержек — иногда очень длинных. Штатив со складной триногой недостаточно прочен, чтобы держать камеру с телеобъективом неподвижно. Тем более, если есть ветер. Это пустая трата денег. С другой стороны, если вы покупаете прочный, хорошо сконструированный штатив от известного бренда, он может прослужить вам всю жизнь.

Убедитесь, что вы проверили грузоподъемность штатива и убедитесь, что он может работать с вашей камерой с самым длинным (самым тяжелым) объективом. Будьте готовы потратить на штатив столько же денег, сколько и на камеру.

6. Фильтры

Многие пейзажные фотографы также несут фильтры, которые могут помочь вам улучшить ваши изображения . Двумя наиболее часто используемыми являются поляризационный фильтр и фильтр нейтральной плотности (ND). Градуированные ND-фильтры также могут быть полезны, но их сложно использовать, если у вас нет чистого, прямого горизонта.

  • Циркулярный поляризационный фильтр — это необходимая часть оборудования при фотографировании воды, которая позволяет вам удалять отражения и блики с поверхности воды и позволяет видеть сквозь воду любые интересные камни под ней. Это также может помочь улучшить насыщенность ясного голубого неба или удалить отражения от окон и других блестящих поверхностей в городских условиях.
  • Фильтр нейтральной плотности (ND) — если вы решили снимать с большой выдержкой, и это происходит в середине дня, когда много света, вам понадобится этот кусочек стекла с серым оттенком, расположенный перед объективом. Он блокирует часть света от попадания на сенсор, позволяя вам использовать более медленную скорость затвора. Они продаются с различной силой светоподавления и могут добавляться друг к другу для разных уровней поглощения света.

Убедитесь, что вы выбрали правильный размер фильтра для ваших объективов. Еще лучше купите один для самого большого объектива (посмотрите размер крышки фильтра внутри объектива).

Рекомендуемые настройки камеры

пейзажная фотография

1. Съемка в RAW

Большинство людей привыкли снимать изображения в формате JPЕG (jay-peg), так как это настройка по умолчанию на большинстве камер. JPЕG — это сжатый формат, означающий, что некоторые данные, снятые камерой, удаляются для уменьшения размера файла. «Сырой» Raw формат, с другой стороны, полностью распакован, и информация сохраняется в полном объеме.

Результатом этого является цифровой негатив — большой файл, доступ к которому можно получить только через Adobe Camera Raw, Lightroom, Photoshop и другие совместимые программные продукты для редактирования изображений. Мы поговорим об обработке ваших фотографий позже, но начнем со съемки файла RAW, чтобы у вас было больше информации для работы при обработке фотографий.

2. Режим съемки

Ваша камера, скорее всего, будет иметь переключатель режимов в верхней части, где вы можете выбрать режим съемки из одного из следующих; авто; приоритет диафрагмы; приоритет выдержки; программа; или ручной. Для съемки в альбомной ориентации я настоятельно рекомендую снимать в режиме приоритета диафрагмы, который, вероятно, отмечен на шкале режимов камеры как «A» или «Av».

пейзажная фотография

Причина использования приоритета диафрагмы в том, что этот режим контролирует глубину резкости вашего изображения — количество сцены (в вашем изображении), которая будет в фокусе. Как правило, для больших пейзажей вам нужно все — от переднего плана до резкого заднего фона, поэтому вы выбираете диафрагму (апертуру), например, f / 11 или f / 18. Но иногда вы можете захотеть, чтобы только ваш объект был резким, а все остальное было размытым и не в фокусе. Для этого вы можете выбрать f / 4 или f / 5.6.

Более подробная информация о том, как диафрагма влияет на глубину резкости, приведена в главе об экспозиции ниже.

Использование режима съемки с приоритетом диафрагмы позволяет вам сделать этот выбор на основе вашего художественного видения, и камера выберет соответствующую выдержку, чтобы дать вам хорошую экспозицию.

3. Режим замера экспозиции

пейзажная фотография

Оценочный или средний замер — наиболее распространенный режим замера, используемый в пейзажной фотографии, потому что камера считывает информацию о свете со всего кадра. Это ваш лучший выбор в большинстве случаев, когда блики и тени распределены относительно равномерно по всей сцене.

Однако, если есть очень темный черный или очень яркий белый, это может привести к сбоям в работе камеры. В этом случае вы можете переключиться на точечный замер. Используя точечный замер, ваша камера будет получать показания на основе одного единственного пятна в кадре, которое вы выберете. Выберите наиболее важную часть изображения, вероятно, основной объект.

Примечание: просто слова предостережения. Убедитесь, что вы знакомы с тем, как работает ваш экспонометр на камере и как выполнять точечный замер, прежде чем пытаться это сделать. Помните, что ваш экспонометр всегда будет пытаться измерить средние тона или 18% серые. Поэтому, если вы измеряете что-то черное или действительно светлое по тону, ваша камера компенсирует это и пытается сделать это серым. Таким образом, вам нужно будет соответственно скорректировать с помощью компенсации экспозиции в настройках камеры.

пейзажная фотография

4. Режим фокусировки

Ваша камера, вероятно, имеет как минимум четыре режима фокусировки ; однократная автофокусировка; автоматический автофокус; непрерывный автофокус; и полная ручная фокусировка. Если у вас хорошие глаза и вам легко фокусироваться, используйте ручную фокусировку. Для остальных из нас один из режимов автофокуса лучше.

Для пейзажной фотографии наилучшим вариантом является однократная автофокусировка, поскольку она фокусируется один раз (и блокируется) при нажатии кнопки затвора наполовину вниз. Другие режимы фокусировки хороши, когда у вас есть что-то движущееся в кадре, к которому вы хотите привязаться, как вы бы делали при съемке дикой природы.

Расположение камеры для съемки

Теперь, когда ваше оборудование подготовлено, вы готовы к съемке! Но как найти эти нужные места, где вы можете создавать изображения с эффектом?

пейзажная фотография

Первым шагом является исследование местности, чтобы получить хороший обзор места и посмотреть, какие сцены находятся в поле зрения. В настоящее время мой любимый инструмент для исследований такого типа — Pinterest. Поиск по ключевым словам в Pinterest приведет к загрузке фотографий из любого места. Вы можете создать доску Pinterest, которая похожа на виртуальный альбом, где вы можете собирать эти изображения в одном месте для дальнейшего использования.

Следующим шагом будет наметить конкретные локации, которые вы выбрали, чтобы вы знали, как добраться на место. Вы можете посмотреть на Google Maps или взять карту в бумажном виде.

Затем, посетите место лично и прогуляйтесь вокруг в поисках хороших композиций. Мне нравится делать это в полдень, когда я вряд ли буду фотографировать из-за яркого, резкого света. Поиск места в течение дня означает, что вы будете точно знать, куда идти, и будете готовы к работе в течение ограниченного времени в конце дня, когда свет как раз то что нужно.

пейзажная фотография

Полезные приложения

Говоря о хорошем освещении, нужен инструмент, который вы можете использовать при поиске местоположения, это то, что подскажет вам время восхода и захода солнца, когда произойдет восход и заход луны, и направление, в котором эти процессы будут происходить. Это очень поможет вам, когда вы будете думать о направлении света на исходе дня.

Моим любимым инструментом для этой части моего исследования является приложение под названием «Эфемериды фотографа» . Вы можете использовать его на своем рабочем столе или мобильном устройстве. Он точно скажет вам, что происходит на небе в определенное время. Поэтому, если вы хотите сфотографировать полную луну, восходящую за мостом, вы можете узнать, когда полная луна, когда именно она взойдет, ее положение в небе, а затем приложение вычислит, где вы должны быть, чтобы получить ту Точку обзора, которая вам нужна.

пейзаж

Максимально использовать естественный свет

Понимание естественного света является критическим аспектом пейзажной фотографии. Даже если вы все сделали правильно, но освещение не подходит для вашей сцены, ваши фотографии не будут выглядеть хорошо. Это не значит, что существует такая вещь, как «хороший свет» и «плохой свет». Вы просто должны знать, что делать с различными типами освещения.

Помните, что вы можете изменить направление света, просто перемещая объект. Или вы можете сфотографировать объекты, которые находятся в тени.

пейзаж

1. Боковое освещение

Боковое освещение происходит, когда свет падает на ваш объект с одной стороны, отбрасывая тень на другую. Он часто считается самым приятным видом света для пейзажной фотографии, потому что контраст между светом и тенью подчеркивает текстуру и форму.

Если у вас есть круглый объект со светом, падающим на него с одной стороны, он будет иметь тень с другой, а градация света будет подчеркивать круглую форму. Аналогично, объекты с текстурами будут иметь тени, которые служат для выделения текстуры. Без теней текстуру будет сложнее передать на изображении.

пейзажНа этой фотографии боковой свет подчеркивает изгибы на склоне холма.

2. Подсветка

Подсветка возникает, когда источник света находится прямо перед вами, падая на объект сзади. Однако в таких высококонтрастных ситуациях создать хорошую экспозицию немного сложнее.

Подсветка прекрасна, когда ваш объект несколько прозрачен, например, лепестки цветка, потому что он придает вашему объекту внутреннее свечение (изображение внизу слева). Это особенно эффективно, когда у вас темный фон. В этой ситуации убедитесь, что вы выделяете объект и позволяете остальной части изображения упасть в тень.

Подсветка также полезна, когда у вас есть объект с отличной формой, которую вы можете превратить в силуэт (изображение справа вверху). Для этого выставьте экспозамер на небо в кадре, чтобы получить правильную экспозицию для неба, и объект станет полностью черным.

Если у вас есть подсветка, и вы хотите выполнить измерение на определенной части кадра, то сейчас самое время использовать точечный замер вместо режима оценочного замера. Это немного сложнее, но стоит усилий для драматических изображений, которые вы можете создать с помощью этого метода.

3. Передний свет

Передний свет возникает, когда солнце находится позади вас, падая на объект прямо перед вами. Это мой наименее любимый тип освещения, потому что он часто интенсивный и неумолимый, и образует сцену с недостатком текстуры и глубины.

Однако при правильном использовании это может быть лучший вид света! Когда солнце низко в небе, например, во время Золотого часа , свет не такой резкий, и он может излучать золотое сияние на ваш объект, особенно если ваш объект высокий, например, горы или городской пейзаж. Мягкий свет будет падать на самую высокую часть сцены, в то время как остальная часть сцены остается в тени, создавая драматический кадр.

пейзаж

4. Рассеянный свет

Рассеянный свет возможен в пасмурный день или когда ваш объект находится в тени. При этом типе освещения ваш объект будет иметь мягкие пастельные тона и мягкие тени или не будет иметь их вообще. Вы не получите такого же ощущения формы и текстуры, как при предыдущих типах освещения. Кроме того, ваша сцена будет иметь очень низкий контраст.

Тем не менее, это лучший тип освещения для создания мягких, нежных изображений. Например, цветы и красочные сцены особенно хорошо получаются при рассеянном свете.

Но помните, когда у вас яркое пасмурное небо, лучше всего исключить его из кадра и приблизиться к объекту.

Правильная выдержка

Чтобы получить хорошую экспозицию, нужно использовать сбалансированные значения диафрагмы, выдержки и ISO, чтобы у вас не было слишком ярких участков кадра (известных как размытые блики). Проблема в том, что если вы сняли блики, вы ничего не сможете сделать в постобработке, чтобы это исправить. Это всегда будет белое пятно. Возможно, вы также захотите убедиться, что у вас нет слишком темных областей, если только вы не специально этого добивались, как в примере создания силуэта.

Когда вы делаете снимок, вы можете видеть области света и темноты, используя гистограмму вашей камеры .Использовать гистограмму просто! Это просто график с темными пятнами слева и яркими или белыми справа.

Ultimate landscape photography guide histogram good

Все, что вам действительно нужно сделать, это убедиться, что на правом краю графика нет всплеска. Если это всплески до края, это нормально. Вы должны быть обеспокоены, только если шип касается правого края. Если ваше изображение слишком яркое, вы можете использовать компенсацию экспозиции вашей камеры, чтобы уменьшить яркость.

 Диафрагма является ключевой в пейзажной фотографии

Итак, как вы получаете правильный баланс экспозиции? Для пейзажной фотографии нас больше всего интересует диафрагма, поскольку она влияет на глубину резкости фотографии, поэтому давайте начнем с выбора правильной диафрагмы для сцены.

Диафрагма — это переменное отверстие, через которое свет попадает на датчик вашей камеры, и его размер выражается в «стопах».

Чем меньше число диафрагмы, тем больше отверстие. Это немного сбивает с толку, не так ли? Это потому, что число f-stop на самом деле является отношением. Но я не хочу вдаваться в математику, просто помните, что это как дробь, а 1/2 больше, чем 1/8, так что f / 2 больше, чем f / 8.

диафрагма

Чем больше отверстие, тем меньше глубина резкости. Другими словами, количество вашей сцены, которая будет резкой, измеряя от объекта, на котором вы сфокусировались, меньше.

Вот три изображения, которые иллюстрируют влияние диафрагмы на глубину резкости.

Диафрагма: F / 4,5 Диафрагма: F / 11 Диафрагма: F / 29

Как только вы выбрали диафрагму, нужно корректировать два других фактора в экспозиции — ISO и выдержку. ISO — это чувствительность вашего датчика к свету. Низкий уровень ISO хорош, когда у вас много света. Высокий ISO может потребоваться, если вы снимаете с рук в условиях низкой освещенности. Однако увеличение ISO вызывает шум на вашем изображении, поэтому для пейзажной фотографии мы обычно используем самый низкий ISO, и если нам нужно больше света, мы уменьшаем выдержку и используем штатив.

Когда вы находитесь в поле, установите ISO на 100. Обычно это самая низкая настройка на большинстве камер. Затем установите в камере режим съемки с приоритетом диафрагмы и установите желаемую диафрагму для желаемой глубины резкости изображения. Затем камера рассчитает соответствующую выдержку затвора для создания сбалансированной экспозиции. Не забывайте следить за выдержкой, потому что, если она срабатывает медленнее, чем примерно 1/100 секунды, вам необходимо использовать штатив.

Советы по композиции

пейзаж

Когда вы только начинаете заниматься пейзажной фотографией, может быть трудно понять, что включать в кадр, чтобы создать привлекательную композицию. В этой главе я покажу несколько разных типов композиций, которые помогут вам в этой области.

Конечно, есть гораздо больше вариантов композиции, чем те, которые вы можете изучить, и некоторые из них вы обнаружите сами, экспериментируя. Но это даст вам отправную точку, на которой можно основывать свое собственное видение в фотографии.

1.Правило третей

Правило третей, пожалуй, самое известное «правило» в фотографии. Мне нравится думать об этом как о чем-то большем. По мере роста вашей фотографии вы, вероятно, начнете нарушать эти правила и придумывать свои собственные уникальные способы составления изображений. Но вы должны понять правило, прежде чем сможете его нарушить.

Используя правило третей, рамка делится на три вертикальных и три горизонтальных участка, как в игре в крестики-нолики. Идея состоит в том, что ваш основной предмет должен находиться на одной из линий, чтобы создать динамичную и интересную композицию. Расположение вашего объекта на пересечении двух линий идеально.

пейзаж

Центрированный горизонт придает одинаковое значение (визуальный вес) как небесной, так и наземной части вашего изображения, а зрителю не остается места, куда смотреть. Например, разместив горизонт вдоль нижней линии, вы увеличите визуальный вес области неба и направите взгляд зрителя на эту область. При размещении на более высоком горизонте глаз зрителя будет направлен к нижней части изображения.

2. Симметричность

Симметрия является полной противоположностью правилу третей. Симметричная композиция имеет центр предмета точно в середине кадра с равным весом с обеих сторон. Две стороны изображения часто являются зеркальным отражением друг друга. Это особенно хорошо работает с объектами, которые естественно симметричны, как растения или архитектура.

Другой способ использовать симметрию — поместить береговую линию в центр кадра, особенно если у вас есть отражение, чтобы сбалансировать изображение.

пейзаж

пейзаж

3. Ведущие линии

Другой эффективный тип композиции использует ведущие линии, чтобы привлечь внимание зрителя к основному предмету. Линии могут быть искусственными, такими как дороги, заборы или мосты, или они могут быть естественными элементами, такими как реки, береговые линии или скалы.

Обычно линии начинаются от нижней части кадра и перемещаются вверх и внутрь, чтобы привлечь внимание к изображению, соединяя передний план и фон и часто ведя к основному объекту.

В поле, когда вы найдете предмет, с которым хотите поработать, осмотрите его и посмотрите, какие линии вы можете использовать в своей композиции, что приведет к тому, что предмет создаст глубину и перспективу в вашем изображении.

пейзаж

Подробнее о методах композиции читайте в нашей статье: 20 методов композиции, которые улучшат ваши фотографии

Обработка ваших фотографий

Обработка ваших фотографий является важной частью цифровой фотографии. В старые времена пленки, лаборанты, которые обрабатывали негативы и печатали, принимали решения о цвете и контрасте, которые влияли на конечный результат. В наши дни эта работа стала вашей. Если вы обнаружите, что ваши фотографии выглядят серыми и тусклыми, возможно, это потому, что вы их не обработали.

Когда вы снимаете в формате RAW, как упоминалось ранее, вы собираете максимальное количество данных, которое возможно, что поможет вам, когда дело доходит до обработки. Вам нужно будет использовать Adobe Camera Raw , Lightroom, Photoshop или другое совместимое с Raw программное обеспечение.

Я рекомендую вам пользоваться Lightroom . Lightroom не только включает Adobe Camera Raw для обработки ваших фотографий, но и предоставляет отличный способ упорядочить и сделать ваши фотографии доступными. Я делаю всю основную обработку в Lightroom и использую Photoshop, только если я хочу сделать что-то необычное с моим изображением.

пейзаж

Используя ползунки в Adobe Camera Raw, вы можете вносить тонкие изменения, которые окажут огромное влияние на конечный продукт. Для большинства моих изображений я настраиваю следующие параметры:

  • Баланс белого
  • Контрастность
  • Четкость и насыщенность
  • Резкость
  • Подавление шума
  • Зернистость

Небольшая обработка может иметь большое значение. С такими важными ингредиентами, как хорошая композиция и эффективное использование света, небольшая обработка может превратить хорошее изображение в великолепное.

Резюме

Пейзажная фотография может быть увлекательным занятием. Используйте эти советы в качестве отправной точки для вашего путешествия и продолжайте исследовать этот удивительный мир и все, что он может предложить, и поделитесь своими изображениями с другими!

Помните, что фотография — это путешествие, поэтому продолжайте учиться и расти как фотограф. Посмотрите на свою работу годичной давности и посмотрите, как далеко вы продвинулись на данный момент. Затем подумайте о том, что вы можете узнать и освоить следующим этапом. Веселитесь и наслаждайтесь этим путешествием.

Удачи!